Вопросы-ответы в проекте ЖИВАЯ КНИГА

Как найти своё призвание?

Талант — это проблема

Мне было 24 года, когда я всерьёз задумалась, в чём же моё призвание. К несчастью, всё, за что я бралась до этого, получалось у меня прекрасно и ни к чему конкретному привязанности не было. С детства я рисовала, писала стихи и прозу, была первой ученицей по классу фортепиано в своём потоке, а также отличницей в математическом классе, имела высший балл по химии и биологии в районе, должна была поступить в архитектурную академии без экзамена, так как вошла в десятку лучших, а в итоге поступила без экзаменов на журфак, выиграв телеконкурс. Ко всему этому моделировала и шила одежду, солировала в хоре и победила в соревнованиях по стрельбе из пневматики, взяв винтовку в руки впервые. Думаете, я хвастаюсь? Нет. Это реально была проблема. Я не понимала, чего я хочу и чем мне необходимо заниматься. Конечно, я осознавала, что талантлива, но завидовала гениям, которые чуть ли не с рождения делали что-то одно конкретное, а в остальных сферах могли быть совершенно беспомощны.

Тесты по профориентации запутывали ещё больше: по их результатам из меня мог с одинаковым успехом получится и юрист, и психолог, и программист. В результате к 24 годам я успела поработать и журналистом, и рекламщиком, и дизайнером, и руководителем пресс-службы, а также пресс-секретарём, копирайтером и главным редактором, но никакой системы в этом не было. И тогда я решила найти её сама. Нужен был нестандартный подход, который опирался бы не на прогнозы, а на анализ.

Ментальные карты

Я всегда считала, что креативность — это не особенность каких-то отдельных личностей, данная им от природы, и которой другие лишены, а способ мышления, который можно натренировать. И тут мне попалась в руки книга, где были перечислены различные варианты креативного мышления, среди которых были и ментальные карты, mind map.

Ментальные карты — способ структурирования информации, когда идеи, связанные с главным запросом, располагаются вокруг него в виде древовидной схемы. Проще говоря, в центре вы пишете свой вопрос, а затем начинаете в виде лучей и блоков чертить от него варианты решений, которые могут разветвляться и дальше. Затем обнаруживаете общее и объединяете такие блоки воедино, упрощая схему и приближаясь к ответу, который ищете.

Что сделала я: в центре листа написала «Работа моей мечты». Затем стала чертить лучи, как солнышко. Каждый луч был деятельностью, которой я занималась до этого момента, начиная от хобби и заканчивая работой. Затем от каждого лучика нарисовала ответвления с указанием своих достижений в этой конкретной деятельности. После того, как всё, что я смогла вспомнить, было переложено на бумагу, я объединила схожие результаты в разных видах деятельности, и вдруг увидела это — ясное понимание того, что же я делала, на самом деле, под видом разной деятельности. Оказалось, что чем бы я ни занималась, в большинстве своём это был менеджмент: руководство процессами и людьми. Даже в дизайне мне нравился не сам процесс рисования, моделирования или использования специальных программ, а создание проекта, в котором могли быть задействованы и другие люди, а я чётко видела его границы, сроки и как именно его можно реализовать.

С этого момента я уже знала, что мне нужно делать, чему учиться и какую работу искать. Я уволилась из студии Лебедева, где была редактором-копирайтером, и банка, где работала специалистом по маркетинговым коммуникациям, составила резюме проджект-менеджера и пришла работать на телеканал ТНТ сначала менеджером, а затем продюсером и руководителем отдела, который сама же и создавала. После было много успешных проектов, обучение MBA, карьерный рост от проджекта до топ-менеджера и предпринимательство. Дальше вы знаете. Так почему это сработало?

Коучинг и контент-анализ

Конечно, дело не только в ментальной карте. Позже, когда я стала практиковать свою методику на других людях, то ясно осознала, что все мы ооочень разные. Кто-то быстро соображает, кто-то медленно. Для кого-то легко вспоминать свою жизнь, а для кого-то это совсем тяжко и нужно задавать много правильных вопросов, чтобы с одной стороны не подталкивать к своему варианту, а с другой — всё-таки услышать ответ в отведённые 1,5−2 часа. Дальше мы оба просто устаём. На помощь мне пришёл коучинг особенно в его недерективной форме: как бы это странно ни звучало, но я даже молчать научилась так, чтобы человеку было легче чертить ментальную карту и рассказывать мне о ней. И чем больше людей прошли у меня профориентацию, тем больше появилось стандартных вопросов и фраз, которые помогают человеку вспомнить всё.

Но самое главное, что происходит во время составления ментальной карты — это контент-анализ. Я называю этот процесс препарацией сознания. И, пожалуй, это единственный момент, который я не смогу вам передать полностью: тут уж, действительно, включается особенность именно моего мозга — умение видеть информацию в объёме и выстраивать связи, как в кино, когда герои перемещают объекты по прозрачному экрану взмахом руки. В моей голове каждое слово занимает своё место, и я обращаю внимание на повторяющиеся слова и понятия, обобщаю одно и то же, но сказанное по-разному, и выстраиваю их в иерархию по частоте повторения. Для того, чтобы не надеяться только на свой мозг, повторяющиеся слова я записываю и на бумаге — должно быть, это выглядит со стороны забавно: один человек чертит блок-схему и что-то рассказывает, а другой пишет на бумаге слова и ставит рядом с ними цифры, а затем чертит какие-то кружки.

За 15 лет, что я практикую свой метод профориентации, мне встретился только один человек с такой же как у меня способностью делать контент-анализ на лету, и попросила его попробовать провести профориентацию самому. Всё получилось, и сейчас эта девушка практикует в своём городе именно как помощник по профориентации.

То, что не все могут делать контент-анализ на лету, не означает, что вы не сможете попробовать мою методику самостоятельно. Об этом я расскажу в отдельном ответе.
Ответы про жизнь