Вопросы-ответы в проекте ЖИВАЯ КНИГА

Как применять мою авторскую методику поиска призвания самостоятельно?

Делаем ментальную карту

Возьмите лист А4 или А3, чем больше — тем удобнее. Фломастеры, карандаши или ручки — цвет и толщина значение не имеет, мы с вами не психоанализом занимается, просто вам должно быть удобно и приятно чертить ментальную карту. Будет лучше, если всё-таки вы станете делать это не в одиночку, хотя можно записать себя на диктофон и потом сделать расшифровку аудиозаписи. Но ещё раз — лучше попросить мудрого друга вам помочь, всё-таки со стороны проще не только слушать, но и правильно слышать.

В центре листа напишите свой запрос так, как вы сами его формулируете для себя. Например, «работа моей мечта», или «моё призвание» или как-то ещё, как вам ближе. Для последующих процессов это не имеет особого значения: нам просто нужен центр внимания.

Теперь начните чертить лучики от этого цента и подписывайте их. Каждый лучик — это деятельность, которой вы занимались, начиная с момента, как себя помните. Это и общественная деятельность, и учёба, и хобби, и работа — всё, чему вы осознанно уделяли время и что может быть ответом на вопрос «что вы делали тогда-то». Очень важно обратить внимание на то, что нет правильного или неправильного определения, что считать деятельностью: например, для кого-то учёба в школе — это была именно деятельность, а для кого-то — временное состояние, в котором в силу возраста человек находился. А деятельностью для него в этот момент могли быть игры с друзьями или какой-то конкретный школьный предмет. То же самое касается работы: для кого-то должность — равно деятельность, а кто-то видит в одной должности несколько направлений деятельности. Пишите так, как вы видите и понимаете.

Самое сложное в этом процессе вспомнить всё: при всей нашей уникальность, память у всех работает схожим образом. Сначала мы вспоминаем то, что считаем либо важным, либо приятным, и только затем, путём наводящих вопросов вспоминаем и то, что не хотели бы помнить. Таким вопросом может быть: «А было что-то такое, чего тебе не хотелось делать, но ты делал?».

Когда все лучики будут начерчены, можно взять ручку или фломастер другого цвета и от каждого лучика сделать два ответвления. Одно называется «Чем я собой горжусь в этой деятельности», а второе «Что в этой деятельности мне особенно нравится». Бывает, что сложно вспомнить, чем можно гордиться, тогда следует написать урок, который был извлечён. А если не было ничего, что нравилось, в этой деятельности, тогда пишется либо второй повод для гордости, либо урок.

Всё это надо проговаривать вслух, а ваш мудрый друг пусть записывает слова, которые повторяются. Впрочем, вы сами уже на третьем или четвёртом лучике заметите, что-то, чем гордитесь или что вам нравилось, начинает повторяться. Это нормально. В этом в общем-то и суть процесса: он показывает, что чем бы мы ни занимались в нашей жизни, наши мотивы или, их ещё можно назвать, драйверы, одни и те же. Именно их мы и выявляем в процессе проработки ментальной карты.

Когда всё будет написано и проговорено, вы сами уже заметите, что повторяли чаще всего, но, поверьте, не всё. Потому что у вас есть некая предвзятость к своим результатам, а вот сторонний наблюдатель сможет более объективно сказать, что и сколько раз вы произнесли. И, кстати, как вы это делали — тоже важно. Далее задача наблюдателя начертить структуру вашей деятельности личности.

Структура деятельной личности — схематичное изображение слоёв ваших драйверов, начиная от ядра — того, что вы произносили чаще всего, и остальных окружностей вокруг него.

Ядро — это ваш главный мотиватор, ваш главный драйвер, то основное, что двигает вас по жизни в плане деятельности. Чем ближе слой к ядру, тем большее значение он для вас имеет, тем больше влияет на выбор деятельности. Но в любом случае наша задача — «питать» все слои.

Перепровека

Прежде, чем ваш мудрый друг расскажет вам, какая структура деятельной личности у вас получилась, рекомендую сделать два перепроверочных процесса, чтобы удостовериться, что ошибок в понимании и интерпретации слоёв нет.

Новый лист бумаги делится на две колонки: первая колонка называется «Что мне не нравится делать». Ваша задача — написать в ней хотя бы три пункта того, что вам точно не нравится делать. Даже если вы никогда этого и не делали, но точно знаете, что такая деятельности вам не понравится. Если хотите написать больше трёх пунктов, пожалуйста, но на практике почему-то очень сложно бывает вспомнить, что же мне не нравится делать. Я считаю, что это связано с тем, что всё-таки мы очень редко делаем то, что радикально не соотносится со структурой нашей деятельной личностью. Просто мы этого не замечаем.

Вот, на что стоит обратить внимание: надо писать именно деятельность, а не то, что вам не нравится в других людях или себя. Если раз: деятельность, а не качества личности.

Вторая колонка называется… Нет, не «что мне нравится делать», как вы могли бы подумать. Она называется «За что меня хвалят». Это очень простой способ узнать объективно то, что у вас получается лучше всего, но сами вы этого не замечаете. Вы можете быть даже не согласны с тем, что про вас говорят хорошего. Но ваша задача вспомнить именно дословно, какие слова произносят, когда вас хвалят, даже, если вы сами так не считаете. Если бы была возможность опросить других людей, что они думают про вас — это было бы, конечно, лучше. Но когда такой возможности нет, самый объективный способ узнать от вас, что про вас думают другие люди, это как раз через похвалу.

Нужно написать тоже минимум три пункта, можно больше. Во время этого процесса для некоторых людей бывает откровением то, что-либо их давно не хвалили даже близкие люди, либо они не запоминают похвалу. Это уже момент, который нужно разбирать с психологом — профориентация здесь не поможет. И если совсем ничего не можете вспомнить про сейчас, вспомните, за что вас хвалили в детстве. В детстве нас всех хоть кто-нибудь да хвалил.

Результат

В результате у вас должно получиться несколько окружностей, одна в другой с ядром в центре. Это и есть вы с точки зрения деятельности. Какие могут быть слои и само ядро? Варианты названий — они же повторяющиеся слова и понятия: преодоление, новое, результат, статус, коммуникации или общение, обучение и даже деньги.

Конечно, это не полный список, но меня не покидает мысль, что количество слоёв, из которых формируются деятельные личности всех людей, конечно, как количество частей в детском конструкторе: просто у всех используются свой набор этих частей и в своей последовательности. Обычно больше 5−7 слоёв, включая ядро, не бывает. Иногда в одном слове и даже ядре может быть несколько понятий: если они повторялись равное количество раз, но чаще всё-таки ядро — это что-то одно, наиболее сильно проявленное. Например, статус — желание, чтобы окружающие подтверждали ваше положение и ваши заслуги.

Самое главное — нельзя никакой из слоёв назвать однозначно хорошим или плохим. Мы просто такие есть. Например, слой преодоление. Он означает, что человек с этим слоем в структуре деятельной личности никогда не будет выбирать лёгких путей — это казалось бы минус. Но! Этот слой также означает, что у такого человека будет получаться преодолевать все вызовы, которые у него будут. Ему даны силы для этого. И чаще всего этот слой соседствует со слоем результата: то есть именно через преодоление такой человек получает значимые для него результаты.

Или вот слой «новое». Он означает, что человека всю жизнь будет тянуть на новенькое. У каждого свои периоды, например, у меня тоже есть такой слой, и мой период 1,5 года, я это определила уже на практике. У кого-то период другой. Но суть в том, что такого человека будет всю жизнь, даже в глубокой старости, тянуть на новую работу, заняться новым проектом или сменить окружение. Это не означает, что каждый новый период нужно всё бросать: если ты знаешь про эту свою особенность, то можешь позаботиться заранее, чтобы начатое тобой, не прекратилось, потому что тебе захотелось заняться чем-то другим, а продолжилось кем-то ещё. Так ещё в момент создания Академии интернет-резерва я знала, что через 1,5 года её должен возглавить другой человек, которым стала моя помощница. А у меня начались новые проекты.

Обычно этот слой также соседствует со слоем результата: поэтому не надо бояться и слушать окружающих, что вы всё бросаете, не доведя до конца. Что такое конец, где он? Вы получаете значимые именно для себя результаты, достигаете своего потолка здесь, и вам становится неинтересно. Но это не то же самое, что кидаться из стороны в сторону.

Конечно, вы видите перед собой просто многослойную окружность: интерпретация соседства слоёв — это уже отдельный момент, не лишённый, безусловно, субъективности. Поэтому я несколько раз и повторяла определение вашего друга, который будет вам помогать с профориентацией, как мудрого. Всё-таки наличие жизненного опыта помогает увидеть за этими сухими словами и слоями, именно вашу личность.

Мою интерпретацию я могу назвать объективной в силу практики: за 12 лет я провела несколько сотен профориентаций и знаю, что было с людьми потом, после них. И что это всё работает, если начать делать.

Как оценить свои результаты – можно также почитать в отдельном ответе.
Ответы про жизнь